Литературный календарь. Сентбрь

* * * * *

23 ноября 1908 года родился Николай Николаевич Носов - писатель, автор весёлых рассказов и повестей, в том числе о приключениях Незнайки и его приятелей-коротышек из Цветочного города. Произведения Носова давно стали любимейшим детским чтением.

Его отец Николай Петрович был эстрадным артистом, мать Варвара Петровна вела домашнее хозяйство и воспитывала четверых детей – кроме Николая, в семье родились ещё два мальчика и девочка. Семья Носовых жила в пригороде Киева очень скромно и в дореволюционное время. Как любой нормальный мальчишка своего времени, Коля Носов имел массу увлечений – играл в шахматы и гонял голубей, собирал радиоприёмники и пытался фотографировать. Он с удовольствием посещал выступления отца, его восхищала актёрская жизнь. Выпросив у родителей скрипку, он вскоре забросил её. Впоследствии подросток продолжал интересоваться всем на свете, и никак не мог выбрать для себя настоящее дело. Жизнь сама скорректировала его планы: чтобы помочь семье, с 14-летнего возраста Коля Носов был вынужден искать работу. Он копал землю и косил траву, продавал газеты, а чуть повзрослев, месил бетон и формовал кирпич.

Получив в 1924 году документ о семилетнем образовании, в продолжение детского увлечения химическими опытами Николай решил поступать на соответствующий факультет Киевского политехнического института. Там его предсказуемо не приняли из-за отсутствия аттестата о полном среднем образовании. Пришлось параллельно с работой на кирпичном заводе учиться в вечерней школе. К 1927 году, когда юноша получил аттестат, он снова успел поменять свою цель. Химия Николая больше не влекла: вместо политеха он поступил сначала в Киевский художественный институт, а в 1929 году переехал в Москву и перевёлся во Всесоюзный государственный институт кинематографии. В 1932 году 24-летний Николай Носов окончил институт и следующие 20 лет работал режиссёром-постановщиком научно-популярных и учебных фильмов. В 1938 году первый его рассказ «Затейники» опубликовали в популярнейшем детском журнале «Мурзилка», затем последовали рассказы «Живая шляпа», «Автомобиль», «Метро», «Фантазёры», но война прервала занятия литературой. Полноценно вернуться к творчеству Николай Носов смог только к концу войны.

Профессиональный писатель Николай Носов состоялся ко второй половине 1940-х гг. – его рассказы «Огурцы», «Мишкина каша», «Тук-тук-тук», «Про репку» и другие теперь знал каждый школьник. За публикациями в журналах последовали книжные сборники рассказов, а к 1950-м гг. Николай Николаевич взялся за более крупные литературные формы. В 1949 году увидела свет первая повесть «Весёлая семейка», а за изданную в 1951 году повесть «Витя Малеев в школе и дома» писатель добился государственного признания, получив Сталинскую премию III степени. Настоящую всесоюзную славу Николай Носов приобрёл после выхода в 1954 году сказочного романа «Приключения Незнайки и его друзей».

Приключения Незнайки и его друзей сразу же пришлись по вкусу читателям, в том числе и взрослым, и вслед за первой книгой о приключениях коротышек последовали ещё две – «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1965), а также несколько малых произведений с теми же главными героями. В последнее десятилетие жизни писатель почти отошёл от детской литературы, преимущественно вёл дневниковые и автобиографические записи, а также писал сатирические эссе для взрослой аудитории.

26 июля 1976 года писатель умер во сне.

* * * * *

20 ноября родилась Зинаида Гиппиус (1869-1945) – известная русская поэтесса, драматург, прозаик, критик, идеолог русского символизма.

Зинаида Гиппиус родилась в городе Белеве, где на тот момент работал ее отец — юрист Николай Гиппиус. Семья часто переезжала, поэтому Зинаида и три ее сестры не получили системного образования: учебные заведения удавалось посещать только урывками.

После смерти Николая Гиппиуса его жена и дочери переехали в Москву. Однако вскоре из-за болезни будущей поэтессы переселились в Ялту, а затем в 1885 году — к родственникам в Тифлис (сегодня Тбилиси). Именно тогда Зинаида Гиппиус начала писать стихи.

В 1888 году в Боржоми — дачном месте близ Тифлиса — Гиппиус познакомилась с поэтом Дмитрием Мережковским. И уже через год они обвенчались в церкви Михаила Архангела. Они прожили вместе 52 года, «не разлучаясь ни на один день», как писала позже Гиппиус. После свадьбы супруги переехали в Петербург.

Там Гиппиус познакомилась с Яковом Полонским, Аполлоном Майковым, Дмитрием Григоровичем, Алексеем Плещеевым, Петром Вейнбергом, Владимиром Немировичем-Данченко. Сблизилась с молодым поэтом Николаем Минским и редакцией «Северного вестника» — Анной Евреиновой, Михаилом Альбовым, Любовью Гуревич. В этом издании она напечатала свои ранние рассказы.

В 1901–1904 годах Зинаида Гиппиус участвовала и организовывала Религиозно-философские собрания. Стихотворения этого периода Гиппиус публиковала в журнале «Новый путь», который стал печатным органом собраний.

Революция 1905 года привнесла новые темы в творчество Зинаиды Гиппиус: она заинтересовалась общественными и политическими вопросами. В ее стихотворениях и прозе появились гражданские мотивы. Поэтесса и ее муж стали противниками самодержавия и консерватизма, Гиппиус писала в этот период: «Да, самодержавие — от Антихриста». В феврале 1906 года Мережковские уехали в Париж, где пробыли практически в изгнании более двух лет.

Несмотря на то что супруги находились во Франции, они тесно сотрудничали с русскими изданиями. В этот период в России вышел сборник рассказов Гиппиус «Алый меч», а еще через два года — драма «Маков цвет», написанная в соавторстве с Дмитрием Мережковским и их другом Дмитрием Философовым.

В 1908 году супруги вернулись в Петербург. В 1908–1912 годах Зинаида Гиппиус опубликовала сборники рассказов «Черное по белому» и «Лунные муравьи» — их писательница считала лучшими в своем творчестве. В 1911 году в журнале «Русская мысль» вышел роман Гиппиус «Чертова кукла», который стал частью неоконченной трилогии (третья часть — «Роман-царевич»).

Октябрьскую революцию Гиппиус не приняла. В статье для газеты «Общее дело» она писала: «Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение». В начале 1920 года Мережковские, Дмитрий Философов и секретарь Гиппиус Владимир Злобин нелегально перешли русско-польскую границу. После недолгого пребывания в Польше, Мережковские навсегда эмигрировали во Францию.

В 1939 году в Париже вышла книга стихотворений Гиппиус «Сияния». Это последний сборник поэтессы: после него выходили только отдельные стихотворения и вступительные статьи к сборникам. Стихотворения «Сияния» пронизаны ностальгией и одиночеством.

В 1941 году умер Дмитрий Мережковский. Гиппиус очень тяжело перенесла потерю мужа. «Я умерла, осталось умереть только телу», — писала она после смерти мужа. В последние годы жизни писательница работала над мемуарами, биографией покойного супруга, а также над большой поэмой «Последний круг», которая вышла гораздо позже — в 1972 году.

Зинаида Гиппиус пережила Дмитрия Мережковского всего на четыре года. 9 сентября 1945 года она скончалась — в возрасте 76 лет. Писательницу похоронили в Париже на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем.

* * * * *

03 ноября родился Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) – известный отечественный поэт, переводчик, драматург, сценарист, литературный критик, автор многочисленных книг для детей.

По воспоминаниям поэта, стихи он начал писать с четырёх лет. Огромный массив прочитанного позволил Сёме Маршаку, как его называли в юности, познакомиться с множеством стилей и практик поэтического письма. Первые самостоятельные публикации относятся к 1904 году, когда стихотворение молодого автора опубликовала газета «Еврейская жизнь». Произведения Маршака стали появляться в «Киевских вестях» и «Петроградском курьере». С 1907 года он вёл жизнь профессионального литератора: сотрудничал с разными газетами и журналами, в том числе с «Сатириконом», подрабатывал частными уроками.

В июне-декабре 1911 года Маршак как корреспондент «Всеобщей газеты» предпринял большое путешествие по Ближнему Востоку, а в октябре 1912 года уехал в Англию для продолжения образования. Почти два года, проведённые на Туманном Альбионе, сделали из него джентльмена классического образца. В летние месяцы Маршак путешествовал пешком по стране, проникаясь народной английской культурой, и вскоре в совершенстве овладел разговорной речью. В конце июля 1914 года в связи с начавшейся Первой мировой войной занятия на филологическом факультете Лондонского университета пришлось прекратить.

Осенью 1914 года Маршак вернулся в Россию и возобновил журналистскую деятельность. До января 1917 года он жил в Воронеже, затем в Петрограде, сотрудничал с «Русской мыслью» и «Северными записками», много работал в организациях, курировавших беженцев из фронтовой полосы. Большую часть Гражданской войны Маршак прожил в занятом белыми войсками генерала А.И. Деникина Екатеринодаре (ныне Краснодар), где под псевдонимом д-р Фрикен клеймил в газете «Утро Юга» большевиков и петлюровцев. В 1919 году под тем же именем он издал свою первую книгу «Сатиры и эпиграммы».

После прихода в Екатеринодар красных весной 1920 года Маршак возглавил работу детского приюта, читал лекции по английскому языку в Кубанском университете, дебютировал как автор пьес для детского театра. Именно за успехи на этом поприще на способного литератора обратил внимание нарком просвещения А.В. Луначарский, который и пригласил его на должность завлита Петроградского театра юного зрителя.

С этого времени появился детский писатель Маршак. Простота, точность, юмор его книг быстро обратили на себя внимание: «Детки в клетке», «Багаж», «Почта», «Вот такой рассеянный», «Мистер Твистер». К середине 1930-х гг. Самуил Яковлевич прочно занял одно из самых заметных мест в ряду детских писателей СССР. Помимо собственного творчества, Маршак энергично занимался формированием детской литературы как таковой, как полноценного литературного жанра.

Во время Великой Отечественной войны Маршак поставил своё перо на службу Родине. Его меткие, хлёсткие четверостишия, сопровождавшие фронтовые плакаты Кукрыниксов и других художников получили широкое признание.

Важнейшим послевоенным достижением поэта совершенно справедливо признаны его переводы сонетов Уильяма Шекспира, зазвучавшего по-русски ярко и свежо. Вообще, после 1945 год именно переводы приобрели первостепенное значение в литературной деятельности Маршака. Среди других его безусловных удач на этой ниве – лирика Роберта Бёрнса, сборник английских песен и баллад, поэзия Редьярда Киплинга.

Библиография произведений Самуила Маршака огромна. С 1942 по 1951 гг. он четырежды удостаивался Сталинской премии в области литературы и искусства, один раз он получил Ленинскую премию (1963), среди его наград два ордена Ленина, орден Отечественной войны I степени и орден Трудового Красного Знамени.